brodiaga64

Categories:

11. УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОЛЕНЬКИ ШВЕДЕ РАССКАЗАННАЯ ЕЙ САМОЙ...


                               

                                                 ЧАСТЬ IV (прод. I)                                                       

                                                        Сценической чуши магический ток 

                                                           Находит, как свист соловьиный, 

                                                           И пробует волю твою на зубок 

                                                           Холодный расчет балерины.

                                                           И весь этот пот, этот грим, этот клей, 

                                                           Смущавшие вкус твой и чувства, 

                                                           Уже завладели душою твоей. 

                                                           Так что же такое искусство? 

                                                       (Арсений Тарковский).

                 И вот еще одно упоминание о В.В. Эмме: «В 1914 году Н. Кульбин поехал с лекциями по городам юга России и Кавказа. В Петербург он возвратился сверх обычного возбужденный, переполненный впечатлениями от восточной экзотики, людей и прежде всего прикладного искусства, множество предметов которого он с собой привез. Ворох разноцветных тканей, платков, груду майолики, домашней утвари, персидских миниатюр он прямиком везет в «Бродячую Собаку», где организует их выставку. Выставка дает повод устроить в подвале «Кавказскую неделю», которая открывается лекцией Кульбина о кавказском искусстве, а завершается докладом художника В. Эмме, путешествовавшего по Фергане и Зеравшанскому хребту. В течение недели подвал открыт едва ли не целыми сутками. Днем публика осматривает коллекции — осмотр сопровождается подробными и глубоко научными комментариями, — ночью же может видеть танцы Абзазури, Узундара и Унабе в исполнении Нины Клейст под звуки зурны и слушать восточную музыку.» Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 – 1917. М.: Молодая гвардия, 2005. 527 с. 

            А теперь пора рассказать о балетных педагогах Ольги Ивановны Шведе. Итак — Александр Иванович Чекрыгин (1884—1942), артист балета, балетмейстер и балетный педагог, внёсший большой вклад в сохранение дореволюционного классического балетного наследия в советское время. 

А.И. Чекрыгин — Коппелиус (балет «Коппелия»).
А.И. Чекрыгин — Коппелиус (балет «Коппелия»).

Младший брат артиста балета и композитора Ивана Чекрыгина. Учился в Петербургском театральном училище, где его педагогами были Платон Карсавин, Николай Легат и Александр Ширяев. После выпуска в 1902 году был зачислен в императорский Мариинский театр, на сцене которого проработал до 1923 года. Был ярким характерным актёром, преимущественно исполнял гротесковые партии. Критик А. А. Соколов-Каминский среди лучших его партий называл фею Карабос из «Спящей красавицы», Коппелиуса из «Коппелии» и Марцелину из «Тщетной предосторожности». С 1903 года Чекрыгин занимался записью балетных танцев по системе нотнолинейной записи танца Владимира Степанова. В сотрудничестве с Николаем Сергеевым он записал хореографический текст таких спектаклей Мариинского театра, как «Лебединое озеро», «Дочь фараона», «Капризы бабочки», «Голубая георгина», а также танцев из опер «Руслан и Людмила» и «Садко». Сергеев, эмигрировавший из России в 1918 году, забрал записи с собой; в настоящее время его архив хранится в США, в Гарвардском университете. Одновременно с артистической карьерой в 1904—1928 годах (с перерывами во время революции и гражданской войны) занимался педагогической деятельностью в родном театральном училище. В 1914 году вместе со старшим братом, балетным танцовщиком и музыкантом Иваном Чекрыгиным, открыл собственную балетную школу и там преподавал (просуществовала до 1925 года). Под покровительством Александра Ивановича долгое время находилась его ученица балерина Марина Фоминична Нижинская, сестра по отцу всемирно известных танцовщиков и балетмейстеров Вацлава и Брониславы Нижинских. На форуме Балет и Опера (в самом конце) представлена их совместная фотография. (Петербург, 1915 г.).

Марина Нижинская (14 лет) и А. И. Чекрыгин (31 год). СПб, 1915.
Марина Нижинская (14 лет) и А. И. Чекрыгин (31 год). СПб, 1915.

Балетмейстерскую деятельность начал в 1919 году, поставив в Петроградском театре оперы и балета (б. Мариинский театр) «Роман бутона розы» на музыку Р. Дриго. В 1920—1921 годах работал репетитором театра и занимался возобновлением спектаклей дореволюционного репертуара. Также поставил множество концертных номеров, в т. ч. бравурный «Вальс» Либлинга для Елены Люком и Бориса Шаврова, в дальнейшем неоднократно исполнявшийся на эстраде несколькими поколениями танцоров. Чекрыгин был классическим танцовщиком и выдающимся мимическим актером на все амплуа. Его манера отличалась отсутствием штампов, выразительным гримом, убедительной мимикой, жест был мягок, музыкален. 

Литография братьев Легат. Из кн. Русский балет в карикатурах. 1903 г. СПб.
Литография братьев Легат. Из кн. Русский балет в карикатурах. 1903 г. СПб.

             Иван Иванович Чекрыгин (1880 — 1942) — артист балета, композитор. Старший брат балетмейстера Александра Чекрыгина. Учился в Петербургском Императорском театральном училище на балетном отделении, по окончании которого в 1897 году был принят в кордебалет труппы Мариинского театра на амплуа кордебалетного танцовщика, выступая поначалу исключительно во вставных танцевальных номерах в операх. Там он проработал до 1917 года, одновременно сочиняя музыкальные композиции и став с 1901 года вольнослушателем Петербургской консерватории, где учился у А. К. Лядова. К моменту окончания консерватории в 1911 году, И. И. Чекрыгин уже был известен как автор нескольких музыкальных произведений: романсов, пьес для фортепиано и скрипки, балетов. Несколько балетов были поставлены силами учащихся Петербургского театрального училища. Пробовал заниматься балетмейстерской деятельностью. В 1909 организовал группу балетных артистов и гастролировал с нею по городам России в качестве директора. Ещё через несколько лет, в 1914 году совместно с братом, А. И. Чекрыгиным, организовали собственную балетную школу, просуществовавшую вплоть до 1925 года. Однако в постановочной деятельности, балетмейстерстве, более преуспел его брат Александр Иванович Чекрыгин, став впоследствии балетмейстером в Мариинском театре, а потом и в Большом. В ответ на мои запросы во все архивы Санкт-Петербурга, пока конкретных сведений о занятиях Ольги в школе танца братьев Чекрыгиных они не нашли. Удалось лишь выяснить, что О.И.Шведе могла у них учится с 1914 года (год открытия Школы).

             Ольга Иосифовна Преображенская (1871 – 1962)— русская балерина и педагог, прима-балерина Мариинского театра в 1902—1920 годах. 

Пьерина Леньяни (справа) и Ольга Преображенская (слева)
Пьерина Леньяни (справа) и Ольга Преображенская (слева)

В 1879 году поступила в Императорское театральное училище, где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти. Также среди её педагогов были Екатерина Вазем, Христиан Иогансон, Мариус Петипа. После выпуска была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре «Ла Скала». После окончания училища она начала брать уроки у итальянского педагога Энрико Чекетти, а в 1889 году была принята в Мариинский балет в 1889 году, где и стала прима-балериной в 1900 году. Оставила сцену в 1920 году. Начала свою педагогическую деятельность в 1914 году. С 1917 по 1921 год вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, также преподавала в Петроградском хореографическом училище и в Школе русского балета Акима Волынского. 

В 1921 году эмигрировала из Советской России. Сначала преподавала в Берлине, затем переехала в Милан. В том же 1921 году стала директором Балетной школы театра Ла Скала, вновь открывшейся благодаря Артуро Тосканини (не функционировала с 1917 года). С 1923 года жила в Париже. Здесь, в районе площади Клиши, по адресу улица Дуэ, дом № 69, она открыла балетную студию, в которой преподавала на протяжении многих лет. Также преподавала в Лондоне и Буэнос-Айресе. Как педагог была строга; по свидетельству учеников, часто кричала на них в студии. Но была отходчива и очень добра (часто не брала плату за обучение у своих неимущих, но талантливых учеников, среди которых был и Морис Бежар). Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. «Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище». Так же как и Кшесинская, Преображенская легко преодолела все технические трудности итальянской школы и значительно смягчила итальянскую манеру исполнения танца, придав ему ту одухотворенность, которая отсутствовала у иностранных балерин. Преображенская была выразительной актрисой, умевшей по-новому толковать избитые роли старого репертуара. Но если Кшесинская могла исполнять роли любого характера, то Преображенской особенно удавались полухарактерные образы, хотя она мастерски владела и классическим и характерным танцем. На долю Преображенской выпала трудная и ответственная задача - выступить на сцене миланского театра "Ла Скала". Победа, одержанная балериной в Италии, была полной. Зрители и критика единодушно превозносили русскую балерину, называя ее "маленькой русской, полной грации и блеска", и справедливо утверждали, что это "маленькая женщина, но великая артистка". Занимая первое положение в балете, Преображенская стала уделять много внимания педагогике, которой всецело и отдалась, закончив свою артистическую деятельность. Она была прекрасным педагогом и как никто умела "ставить руки" у своих учениц. Ее теоретические статьи и высказывания о хореографическом воспитании чрезвычайно ценны для развития русской методики преподавания. Петербургскую школу балета закончили балерины, чьё мастерство не только не уступало итальянкам, но и намного превосходило его. Среди них первое место, конечно, занимали Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская, которые были представительницами двух противоположных идеологий в балете - аристократической и демократической. В отличие от Кшесинской, ориентировавшейся в своем творчестве на вкусы двора, Преображенская являлась представительницей нового, демократического зрителя. Кшесинскую кстати здорово критиковали, ее же коллеги! Среди сотни беззлобных карикатур братьев Николая и сергея Легат на своих коллег, лишь карикатура на Кшесинскую, оказалась едкой (если не сказать злой).

Литография братьев Легат. Из кн. Русский балет в карикатурах. 1903 г. СПб.
Литография братьев Легат. Из кн. Русский балет в карикатурах. 1903 г. СПб.

Неутомимые труженики братья Легат запечатлели также и себя и не только на ниве танцевального искусства но и на ниве художественного творчества!

Не понял манеры и стиля Ольги Преображенской и довольно тонкий но опять таки ангажированный на вкусы петербургской элиты критик Денис Лешков. В своих воспоминаниях, он пишет о ней: «Повсюду: в Германии, Австрии, Швейцарии и Франции — пооткрывались русские хореографические школы, возглавляемые нашими второстепенными артистами, на родине совершенно неизвестными с педагогической стороны, как Эдуардова, Балашова, Преображенская (о последней я вообще почти не упоминал, ибо артистка эта, хотя и с большим репертуаром, добилась своего положения на сцене лишь каторжным трудом, пройдя все ступени и балетные ранги в строго определенные сроки, как в армии, звезд с неба не хватала и была всегда лишь «полезной» танцовщицей).»

«Египетские ночи» (1908). Рабыня — О. Преображенская.
«Египетские ночи» (1908). Рабыня — О. Преображенская.

Даже по списку учеников Ольги Преображенской можно сразу понять, что без ее участия мировой балет не выглядел бы таким, каким он является сейчас. Сколько мировых хореографических звезд дала ее школа! Перед сколькими ее учениками открылись двери на прославленные музыкальные сцены! Среди учеников Ольги Иосифовны Преображенской (в алфавитном порядке): Альберто Алонсо, Ирина Баронова, Морис Бежар, Ален Бергман (Alan Bergman), Нина Вершинина, Ольга Вершинина, Серж Головин, Нина Вырубова, Ирина и Лия Гржебины, Пол Гринвис (Paul Grinwis), Тамара Григорьева-Сидоренко, Александра Данилова, Адам Дариус, Мэйна Джелгуд (Maina Gielgud), Татьяна Докудовская, Владимир Докудовский, Вера Зорина, Юрий Зорич, Александр Калюжный, Элен Кирсова, Лилиан Ламберт, Наталья Лесли-Красовская, Джиллиан Линн (Gillian Lynne), Х. Лэнг, Милорад Мишкович (Milorad Miskovitch), Надя Нерина, Алисия Никитина, Лиля Никольская (урожд. Булкина), Ольга Орис, Николя Орлофф, Клавдия Павлова, Белинда Райт (Belinda Wright), Татьяна Рябушинская, Жорж Скибин, Владимир Скуратофф, Соня Смирн (Свет), Ольга Смирнова, Дэниэл Споерри, Ольга Старк-Кононович, Нина Тихонова, Тамара Туманова, Маргарет Уолмен (Margarete Wallmann), Марго Фонтейн, Людмила Черина, Игорь Юшкевич, Нина Юшкевич и др.  

Могила О.О.Преображенской.
Могила О.О.Преображенской.

Борис Георгиевич Романов (1891 — 1957) — артист балета,  балетмейстер,  хореограф,  педагог. Один из создателей и руководителей Русского романтического театра (1922—1926). Работал в разных балетных труппах. Осуществлял постановки в театрах Буэнос-Айреса, Парижа, Милана, Рима. В 1938—1942 и 1945—1950 годах — главный балетмейстер Метрополитен-опера (Нью-Йорк). Как хореограф оказал воздействие на становление национальных балетов Аргентины и США. 

В 1909 году окончил Петербургское Императорское театральное училище по классу М. К. Обухова. По отзывам критиков, на выпускном спектакле показал себя превосходным танцовщиком и виртуозом. Поступив в Мариинский театр, один год прослужил в кордебалете, после чего преимущественно исполнял хара́ктерные и гротесковые партии в старых и новых балетах: Шут в «Щелкунчике» Чайковского), Король шутов в «Павильоне Армиды» Черепнина, Пьеро в «Карнавале» и «Бабочках» на музыку Шумана; Странствующий актёр в «Испытании Дамиса» и Сатир во «Временах года» на музыку Глазунова; Лучник в «Половецких плясках»  Бородина; Негр в «Дочери фараона» и «Царе Кандавле» Пуньи, в «Эвнике»  Щербачёва и «Исламее» на музыку Балакирева и прочих.  В. М. Красовская  цитировала рецензию А. Л. Волынского 1911 года на «Щелкунчика»: «В танце буффонов Романов показывает чудеса замечательной техники, которых без огня и таланта не проделать никому. Театр единодушно аплодирует молодому артисту <…> за технику дерзкого прыжка и игру сверкающим обручем, который мнется в его руках, как лента, и не мешает ничему». Тот же Денис Лешков восхищенно пишет: «Весь Париж был в саженных плакатах с изображением лишь тушью и мелом Анны Павловой работы Валентина Серова, а статуэтки ее работы нашего же талантливого скульптора Б. О. Фредмана-Клюзеля продавались в эстампных магазинах по 1000 франков. «Половецкая пляска» из «Игоря» с лучником Б. Романовым вызвала сплошной рев культурных французов и англичан, а в Лондоне ломали стулья.» При этом с первых же дней в Мариинском театре Романова влекла деятельность балетмейстера, когда лучшими образцами для него в то время были постановки М. М. Фокина. По мнению Красовской, влияние Фокина на хореографию Романова ощущалось с первой же его постановки, когда в феврале 1911 года была представлена одноактная мимодрама «Рука» в Литейном театре. Там же, в театре «малых форм», где Романов исполнял обязанности заведующего хореографической частью, в других театрах и на площадках вне академической сцены (например, в «Бродячей собаке», затем в её преемнике «Привале комедиантов», (там они и познакомились с Ольгой Шведе) последовали его многочисленные одноактные балеты, пантомимы, фантазии, танцевальные сценки и интермедии. В 1913г. Романов сблизился с акмеистом  М. А.Кузминым  и  поставил  на сцене Литейного театра несколько балетных миниатюр на либретто и музыку поэта. 

С 1914 по 1920 год как балетмейстер Мариинского театра ставил танцы во многих операх, миниатюры, одноактные балеты, лучший из которых «Андалузиана» на музыку Бизе (1915). Одновременно осуществлял постановки в других театрах Петрограда. В 1911—1914 гг. в качестве танцовщика и балетмейстера Романов участвовал в постановках Русского балета Дягилева.                

           ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТЪ. ИСКРЕННЕ ВАШ ВЛАДИМИР Н.

Изд. фирмы Фаберже. Князю Николаю Николаевичу Одоевскому-Маслову от Конной Гвардии.  Конногвардейцы были завзятые балетоманы и театралы...
Изд. фирмы Фаберже. Князю Николаю Николаевичу Одоевскому-Маслову от Конной Гвардии. Конногвардейцы были завзятые балетоманы и театралы...


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic